Экономика как хозяйство общества. Экономика и другие сферы деятельности человека в обществе (политика, культура). Экономика и экология. Экономика как наука. Формируемые представления: термин «экономика» рассматривается в двух значениях, то есть экономика как хозяйство общества и экономика как экономическая наука. Практические работы: в рамках групповой работы с конкретным текстом, взятым из периодических изданий или учебника или научной книги, правильно толковать термин «экономика» (хозяйство или наука). Ученические исследования воздействия экономической деятельности на окружающую среду (по материалам печати или из жизненных ситуаций). Учащиеся должны знать:
" основные 3 сферы деятельности человека (экономика, политика, культура)
• роль экономики в обществе
• влияние экономической деятельности человека на окружающую среду
• что экономическая наука изучает законы функционирования хозяйства.
Учащиеся должны уметь:
• отличать экономическую (хозяйственную) деятельность человека от неэкономичес кой
• строить логическую цепочку влияния политических решений на экономическую деятельность
1 приводить примеры воздействия экономики на окружающую среду.
Тема 3. Экономика домашнего хозяйства. "Ч" - человек и домашняя экономика. "П" - потребности человека, потребление. "Д" -доходы "Р" -расходы «Б» - бюджет.
Формируемые представления: понятие домашнего хозяйства не совпадает с понятием семьи. В домашнее хозяйство могут входить люди, не связанные родственными отношениями. Они вместе проживают, объединяют весь или часть своего дохода и вместе принимают решения о расходах, в результате чего устанавливается устойчивая структура потребления. Такую «экономическую единицу» удобно исследовать экономической науке. Практические работы: составить карту потребностей членов семьи, источники ее доходов и расходы. Учащиеся должны знать:
• что такое домашнее хозяйство, его цели
• функции домашнего хозяйства в экономике (потребитель, собственник факторов производства, субъект сбережений в банке)
• какими бывают потребности человека
• источники доходов домашнего хозяйства
• структура расходов
• что такое бюджет. Учащиеся должны уметь:
• отличать домашнее хозяйство от семьи
• называть экономические функции домашнего хозяйства
• составлять бюджет домашнего хозяйства.
Тема 4. Предприятия (фирмы).
"П" - производство товаров и услуг, предприятие, предприниматель. "Т"-товар. "У" - услуга.
Формируемые представления: предприятие в экономике является основным субъектом, производящим товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Предприниматель в силу своих человеческих способностей связывает свою деятельность с риском.
Практические работы: исследование сферы производства в ближайшем окружении (какие есть предприятия, известные предприниматели и каковы направления их деятельности).
Учащиеся должны знать:
• что такое предприятие, его цели
• представление товара и услуги
" экономические функции предприятия (производитель, источник доходов домашнего хозяйства, инвестиционная деятельность)
• как домашние хозяйства и предприятия взаимосвязаны
• кто такой предприниматель. Учащиеся должны уметь:
• различать предприятия, производящие товары и услуги
• перечислять основные экономические функции предприятия " приводить примеры различных видов предприятий
• называть качества, которые характеризуют предпринимателя
Тема 5. Как управляют экономикой. "К"-конкуренция. "Г" - государство. "3" -законы. "Н"- налоги.
Формируемые представления: в рыночной экономике существуют два уровня управления (регулирования). Первый ---рыночный. Это означает, что экономические субъекты принимают свои решения на основе конкуренции. Но в хозяйстве общества существуют сферы, которые в силу своих интересов полностью или частично не охватывает «рынок». Поэтому такие сферы (образование, оборона, связь и др.) управляются государством. Для этой деятельности необходимы средства, которые собираются как налоги.
Практические работы: формирование государственной сферы экономики в вашем районе, городе, регионе. Учащиеся должны знать:
• что такое государство (как исполнительная власть)
• его роль и место в экономике
• как взаимодействует правительство с законодательной властью
• что такое налоги, зачем они нужны, виды налогов
• что такое социальная политика государства (трансферты и их виды) Учащиеся должны уметь:
• называть государственные органы управления в регионе, городе, районе
• строить схему налоговой системы
" перечислять виды трансфертов, получаемых домашним хозяйством
• выделять в информационных блоках новостей информацию о социальной политике.
Тема 6. Кому что принадлежит. "С" - собственность.
Формируемые представления: форма собственности, преобладающая в данном обществе (частная, государственная), является важнейшей характеристикой экономики (рыночная, плановая).
Практические работы: исследование соотношения форм собственности в вашем регионе (по предприятиям). Учащиеся должны знать:
• понятие собственности
• виды собственности (личная, частная, государственная)
• организационно-правовые формы собственности предприятий Учащиеся должны уметь:
• называть отличия различных видов и форм собственности
• приводить примеры различных предприятий.
Тема 7. Что такое рынок,
"О" - обмен; "Ц" - цена; "Р" - рынок; "Д" - деньги; "П" - производитель, потребитель.
Формируемые представления: общее понятие рынка как места, где встречается производитель (продавец) и потребитель (покупатель)
Практические работы: составить рыночную карту ближайшего окружения. Учащиеся должны знать:
• что такое рынок
• как формируется цена
• что такое деньги и их виды
• на основе чего происходит денежный обмен Учащиеся должны уметь:
• давать общую характеристику понятию рынка
• перечислять функции денег
• представлять в общем логику формирования рыночной цены
Тема 8. В мире финансов. "Ф" -финансы; "Б"-банк, биржа.
Формируемые представления: операции с деньгами и ценными бумагами осуществляются на финансовом рынке.
Практические работы: имитационная игра «Рынок». Учащиеся должны знать:
• зачем нужны финансы
• что происходит на финансовом рынке
• как работает банк
• какие бывают биржи. Учащиеся должны уметь:
• называть основные действия на финансовом рынке
• отличать банковские операции и биржевую деятельность,
Тема 9. Заграница.
"3" - заграница.
"Т" -торговля международная.
"В" - валюта.
"К" - курс валюты.
Формируемые представления: в силу особенностей своей экономики каждая страна
заинтересована в международной торговле, т.е. экономика, чтобы быть эффективной,
должна быть открытой.
Практические работы: исследование направлений международной торговли на основе изучения
товаров местного рынка. Формирование списка валют разных стран. Игра «Путешествие».
Учащиеся должны знать:
• как осуществляется международная торговля
• что такое валюта
• понятие валютного курса. Учащиеся должны уметь:
• называть преимущества международной торговли
• называть валюты разных стран
• объяснять, что такое валютный курс на примере.
Многоуровневая экономика (6 класс)
Курс предназначен для учащихся, имеющих начальные системные представления о рыночной экономике, которые необходимо углубить за счет формирования пространственного мышления.
Цель курса - углубление сформированных на предыдущих этапах системных экономических представлений через использование пространственного аспекта обучения на основе исследования деятельности конкретных экономических субъектов разного уровня. В качестве таких уровней выбраны наиболее интересующие детей субъекты: сам человек, его город. Аэропорт, фирма, ферма, банк, международные интеграционные организации.
Тема 1. Человек в экономике
В каких сферах экономики и кем может работать человек. Как устроиться на работу.
Взаимоотношения человека и государства.
Формируемые представления: экономика существует и функционирует не сама по себе, а во имя
человека, поэтому школьнику важно понимать место человека в экономике и познакомить его с
различными профессиями. Трудовой кодекс. Социальные платежи.
Практические работы : составить карту специальностей, необходимых в вашем городе (по
информации из центра занятости, по вузовским наборам). Игра «Прием на работу».
Учащиеся должны знать:
• какие виды деятельности возможны в рамках всех экономических субъектов
• какие профессии являются самыми необходимыми, где получить соответствующее образование
• базовые элементы трудового законодательства
• за счет чего живут граждане, требующие защиты государства Учащиеся должныуметъ:
• называть различные виды работ в экономике
• объяснять суть различных профессий
• перечислять общие правила приема на работу
• давать разъяснения об источниках и направлениях социальных платежей.
Тема 2. Экономическая жизнь города Экономика города.
Формируемые представления: экономика города представляет собой систему взаимосвязанных экономическими взаимодействиями предприятий города, домашних хозяйств и правительственных организаций. Рыночные взаимодействия реализуются в системе рынков трех видов (рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок). Практические работы: составление экономической карты города. Учащиеся должны знать:
• что такое экономика города
• какие субъекты образуют производственную сферу экономики города
• какие субъекты образуют потребительскую сферу экономики города
• какие субъекты образуют государственную сферу экономики города
• какова структура системы рынков в городе Учащиеся должны уметь:
г представлять модель экономики города
Ц приводить примеры экономических субъектов города из разных сфер
экономики
Р идентифицировать различные рынки и приводить соответствующие примеры.
Тема 3. Как работает аэропорт Аэропорт как гример экономического субъекта.
Формируемые представления: какие товары и услуги производятся, как устроен аэропорт, какие экономические взаимосвязи и с какими предприятиями установлены, какие экономические показатели характеризуют результаты его экономической деятельности. Практические работы: экскурсия с целью исследования экономической деятельности аэропорта. Учащиеся должны знать:
• цели предприятия
• его экономические функции
• внутреннюю структуру производства
• внешние взаимосвязи
• экономические результаты деятельности Учащиеся должны уметь:
• рассказывать о месте данного предприятия в экономике города, региона
• представлять экономическую модель его деятельности.
Тема 4. Экономика нашей школы
Государственное управление образованием. Экономика муниципального образовательного учреждения - (государственной) средней школы. Бюджет школы. Внебюджетное финансирование.
Формируемые представления: государственные школы финансируются из местного и регионального бюджетов и, кроме того, имеют право оказывать платные образовательные услуги.
Практические работы: исследование экономической стороны деятельности школы. Учащиеся должны знать:
• правовые основы экономического функционирования государственной школы
• источники финансирования школы
• направления расходов в школе
• нормативы расходов на одного ученика Учащиеся должны уметь:
• называть источники финансирования школы
• перечислять направления расходов в школе
Тема 5. Изучаем фирму
На примере конкретного промышленного предприятия изучается его хозяйственная деятельность.
Формируемые представления: сущность предприятия как производственного и социального субъекта в экономике.
Практические работы: экскурсия на конкретное предприятие с целью исследования его деятельности. Учащиеся должны знать:
• место предприятия в экономике города (региона)
• его экономические функции
• производственный процесс (что производится, какие используются технологии)
• профессии на данном предприятии
• экономические показатели его деятельности. Учащиеся должны уметь:
• представлять конкретное предприятие как экономический и как социальный субъект
Тема 6. Ферма.
На примере конкретного сельскохозяйственного предприятия изучается его экономическая деятельность.
Формируемые представления: сущность предприятия как производственного и социального субъекта в экономике.
Практические работы: сбор информации о конкретном сельскохозяйственном предприятии с целью исследования его деятельности. Учащиеся должны знать:
• место предприятия в экономике района (региона)
• его экономические функции
• производственный процесс (что производится, какие используются технологии)
• профессии на данном предприятии
• экономические показатели его деятельности. Учащиеся должны уметь:
• представлять конкретное предприятие как экономический и как социальный субъект
Тема 7. Как функционирует банк
На примере конкретного банка изучается его экономическая деятельность.
Формируемые представления: сущность банка как производственного и социального субъекта е экономике.
Практические работы: экскурсия в конкретный банк с целью изучения его деятельности. Учащиеся должны знать:
• место банка в экономике города (региона)
• его экономические функции
• производственный процесс (что производится, какие используются технологии)
• профессии на данном предприятии
• экономические показатели его деятельности. Учащиеся должны уметь:
• представлять конкретное предприятие как экономический субъект
• представлять конкретное предприятие как социальный субъект.
Тема 8. Экономическая интеграция разных стран
Экономическая интеграция рассматривается на конкретном примере. Таким примером может
быть Европейский союз.
Формируемые представления: группы стран объединяют свои усилия в решении определенных
экономических вопросов.
Практические работы: составление карты Европейского союза.
Учащиеся должны знать:
• что представляет собой Европейский союз
• условия введения единой европейской валюты Учащиеся должны уметь:
• объяснять причины интеграции экономик разных стран
• называть страны, входящие в Европейский союз
• находить в периодической печати информацию о «евро» |