Осокина

Татьяна Валерьевна,

учитель географии и экономики

МБОУ "Гимназия № 7 "Сибирская"

 

Уроки экономики для домашнего (семейного) обучения

4 класс

Труд и профессии.

 

Из этой темы вы узнаете:

 

    Для чего необходимо разделение труда

         Какой труд называют профессиональным

         Что необходимо для производства товаров и услуг.

Когда- то очень давно, люди все необходимое для себя изготавливали сами. Такое ведение хозяйства называется натуральным, но постепенно положение менялось: одни племена жили там, где были лучшие условия для охоты, другим сподручней было заниматься рыболовством, третьим - собирать мед диких пчел. И даже в одном и том же племени люди постепенно осознавали, что у одних лучше получается одна работа, у других - другая, причем всем выгоднее, что бы каждый хорошо делал свое дело. Так зарождалось общественное разделение труда, т.е. обособление различных видов трудовой деятельности.

Потом те, кто занимался охотой, стали приучать диких животных, и появилось скотоводство. Другие, собирая растения для еды, постепенно поняли, что эти растения можно специально выращивать, и занялись земледелием.

Отделение скотоводства от земледелия получило название первого крупного общественного разделения труда, после которого начал развиваться обмен одних продуктов труда на другие, что значительно облегчило существование человека. Теперь уже ненужно было все добывать или делать самому.

Необходимость обмена возрастает по мере развития общества. С появлением ремесленников он становится неотъемлемой частью жизни, постоянно развивается и видоизменяется. Прямой обмен - это

непосредственный обмен одной вещи на другую. При расширении возможностей выбора такой обмен становится неудобным, так как почти некогда не может состоятся одномоментно. Иначе говоря, для достижения желаемого результата требуется многократный обмен.

На смена прямому обмену приходит обмен, опосредственный каким-то одним предметом - посредником. В разные времена роль такого посредника выполняли самые разнообразные предмета, которые явились предшественниками современных денег: зерно, шкуры животных, камни или, например, раковины. С помощью этих предметов измерялась ценность продуктов человеческого труда, которые таким образом приравнивались друг к другу. Такой обмен уже можно назвать торговлей.

На этой стадии экономического развития общества происходит новый качественный скачок в сознании человека: свободное время, которое появляется благодаря разделению труда, способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей личности. В это время формируются первые "ростки" художественного творчества, архитектуры, скульптуры и других направлений искусства.

Во многих русских народных сказках нашло свое отражение общественное разделение труда.

" В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен." " - Ну, - говорит царь, - отвечайте: к кокому мастерству кто способен, какое ремесло знает?

Выходит старший.

-     Я, - говорит, - могу сковать железный столб сажен в двадцать вышиною.
А я, - говорит второй, - могу уставить его в землю.

А я, - говорит третий, - могу влезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко все, что по белому свету творится.

А я, - говорит четвертый, - могу срубить корабль, что ходит по морю, как посуху.

-          А я, - говорит пятый, - могу торговать разными товарами по чужим землям.

-          А я, - говорит шестой, - могу с кораблем , людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть, где надо.

-          А я, - вор, - говорит седьмой, - могу добыть, что пригодится иль полюбится.

- Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, - ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону, - и даю тебе три дня сроку выбраться из моей земли куда тебе любо, а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь".

Что такое технология и где она применяется

("Экономика для детей в играх, задачах и примерах" Б.А.Райзберг)

Технология — это способ преобразования, изменения состояния материалов при изготовлении из них других материалов, вещей, средств существования. Чтобы получить нужный материал или предмет, человек должен добывать природное сырье, перерабатывать его в материалы, а из материалов производить нужные предметы. На вопрос: "Как, каким образом все это делать?" Отвечает технология. Иногда, например, при выращивании растений и животных, люди используют природные, естественные технологии. Их называют еще биологическими. Но чаще применяются искусственные, придуманные человеком технологии.

Скажем, когда вы режете хлеб ножом, то применяете механическую технологию. Когда варите или жарите мясо, — приходится иметь дело с тепловой, температурной обработкой, которую называют термической технологией. Если смешиваются несколько разных веществ и между ними происходит химическая реакция или одно вещество преобразуется в другое, то такую технологию называют химической. Простейший пример химической технологии — приготовление шипучего напитка посредством растворения порошка в воде. Печатание текста на пишущей машинке, расчеты на компьютере тоже обладают технологией. Технологии обработки, передачи, преобразования информации называют информационными.

 

Технологическая карта

Вы уже знаете, что такое географическая карта, на которой изображены разные страны, территории, океаны, моря, реки, озера, города. Но мало кто из вас знает, что такое технологическая карта. В экономике технологической картой называют описание технологии, то есть способов производства, изготовления определенных видов продукции. В отличие от географических карт технологические карты представляют не изображение, а словесное изложение операций, действий, которые в своей совокупности и образуют технологический процесс. Иногда словесное описание технологического процесса сопровождается схемами, рисунками, изображениями изготовляемого предмета, его положения во время обработки, применяемого инструмента и оборудования.

Чаще всего технологическая карта содержит следующие сведения:

1.       Описание отдельных видов операций, работ, образующих в целом единый технологический процесс.

2.       Перечень материалов, используемых для изготовления вещей, продукции в соответствии с данным технологическим процессом.

3.    Название производственного оборудования, инструментов, приборов,
применяемых при осуществлении каждой операции.

Приведем простейший пример составления технологической карты применительно к процессу приготовления яичного омлета. Образец подобного рода карты изображен ниже.

Технологическая карта

 

№№

Содержание технологической

Продолжи

Исходные

Оборудование, инструмент

п/п

операции

тельность операции

материалы

 

I.

Вбить в миску или глубокую

3 минуты

Яйцо — 2 шт..

Миска или тарелка

 

тарелку пару яиц, влить несколько ложек молока, всыпать ложку

 

молоко — 5 ложек, мука — 1 ложка, соль

 

2.

Вбить полученную смесь до

2 минуты

Те же

Миска, ложка или вилка для

 

достижения однородного состава

 

 

взбивания

3.

Подогреть сковородку, растворить в ней масло и. довести до кипения

4 минуты

Масло сливочное

Плита, сковородка, нож

4.

Вбить яичную смесь в сковородку

2 минуты

Яичная

Плита, сковородка, нож,

 

и жарить до затвердения и

 

смесь

тарелка для готового омлета

 

появления корочки на нижней

 

 

 

 

части омлета

 

.

 

В представленной технологической карте дано примерное, приближенное описание технологического процесса приготовления омлета, в каждом конкретном случае могут несколько изменяться и содержание операций, и их продолжительность, исходные материалы, оборудование и инструмент. Но отдельные признаки технологического процесса, указанные в карте, надо строго соблюдать во избежание снижения качества изготовляемой продукции, получения негодной продукции, то есть брака.

Скажем, не следует вливать яично-молочную смесь в недостаточно подогретую сковородку, иначе омлет затем трудно будет отделить от нее.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего необходимо общественное разделение труда?

2. Докажите, с помощью примеров, необходимость разделения труда. 3.Что такое технология? Где и для чего используют технологическую карту?

4.Приведите примеры технологий, которые использует ваше семья в быту?

 

Проведи исследование.

1.Разработай любой технологический проект

2.Найди производителя своей тетрадки.

 

Блокнот делового человека.

Разделение труда - способ организации труда, при котором каждый работник выполняет одну или ограниченный набор операций
Профессия- основной род занятий, трудовой деятельности человека для которой характерно наличие специальных знаний и навыков.

Средства производства- совокупность средств, при помощи которых создаются товары и услуги (сырье, материалы, станки, здания)

 

Рабочая тетрадь

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz